mapНаше местоположение
На карте
mapВоскресное богослужение
11:00 - 13:00

Почему сегодня так много верующих людей и поместных общин находятся в плачевном состоянии? Пришло время заново посмотреть, на каком основании мы строим свою личную жизнь и жизнь наших общин. К сожалению, мы обнаружим, что очень много современных представлений о церкви не имеет ничего общего с тем, чему учит нас Новый Завет.

 

Что такое «церковь»?

Что сегодня подразумевает большинство людей, когда они слышат или произносят слово «церковь»? Мы можем слышать среди неверующих и верующих такие словосочетания: «красивая церковь», «старая церковь», «ходить в церковь», «духовная церковь», «традиционная церковь», «современная церковь», «молиться за церковь» и т.д. и т.п. При всех возможных оттенках словосочетаний, обычно, слово «церковь» используется, когда:

  • в том или ином виде говорится о местах, которые люди посещают для совершения тех или иных религиозных обрядов, при этом, также, будут использоваться, как синонимы слова «церковь», такие словосочетания, как «дом Божий», «дом молитвы», «святое место» и др.,»;
  • так называют самих верующих, собирающихся вместе по религиозным мотивам: молитва, богослужение, изучение Писания, миссионерские мероприятия и т.д. При этом, как минимум, религиозная составляющая должна быть частью этих собраний.

Для большинства самих верующих, в идеале, оба этих значения лучше бы соединились вместе. «У церкви должна быть церковь» - сказал мне однажды один из российских священнослужителей. Это тавтологическое выражение передает саму суть представлений большинства верующих, не говоря уже о невоцерковленных людях, для которых «церковь», в большинстве случаев, есть не что иное, как только здание для отправления религиозного культа.

Опуская все исторические подробности прихода христианства на Русь, мы можем сказать, что, предположительно, русское слово «церковь» происходит от греч. kyriakon - «дом Господа», «жилище Господне», «храм». В русском переводе Нового Завета оно соответствует греч. ekklēsia. Очень важно внимательно разобраться с библейским значением этого слова, чтобы увидеть истинное содержание слова «церковь», а не то, которое мы имеем сейчас в современной российской культуре.

Греческое слово ekklēsia образуется приставкой «ek», означающей «вовне», и глаголом «kаlēо», что значит «призывать», что может быть переведено, как «вызванные вне», «призванные выйти». Во времена написания Нового Завета его использовали для обозначения сбора граждан для обсуждения общих дел. В Септуагинте (греческий перевод Ветхого Завета, сделанный в III—II веках до Р.Х.) это слово использовалось для обозначения группы людей, собравшихся ради общей цели - свершения правосудия, решения вопросов войны и мира или поклонения Богу. Оно встречается 96 раз в разных контекстах, но чаще всего означает народ Израиля, собравшийся перед лицом Господа.

Греческое ekklēsia в Новом Завете встречается и в общем, нерелигиозном значении - «собрание» (Деян.19:32, 39-41).

В некоторых местах Нового Завета словом ekklēsia называется местное сообщество христиан (Деян.11:22; 13:1; 1Кор.1:2 и др.), а в других местах (Еф.1:22; 3:10,21; 5:23-25, 27, 29, 32; 1Кор.7:17 и др.) означает всех верующих, вне зависимости от их местоположения. Таким образом, Вселенская Церковь - это община верующих, поклоняющихся Богу и следующих за Христом, состоящая из людей разных народов, племен, рас, языков и т.д. Поместная церковь - это община Божьего народа в определенном географическом месте. Следует отметить, что собрание или группа верующих в каком-то конкретном месте никогда не рассматривается просто как часть или составляющая всей церкви. Церковь – не сумма или результат сложения отдельных местных групп. Целое мы находим везде.

В Новом Завете слово ekklēsia используется 115 раз. 10 раз оно используется, говоря о Вселенской Церкви и 105 раз, описывая поместную церковь.

В новозаветном значении церковь (ekklēsia) - это народ Божий, который живет под властью Христа, в общине, объединенной призванием быть посланниками (представителями) своего Царя в этом мире. Таким образом, всегда, когда в этом материале будет использоваться слово «церковь», оно будет обозначать именно вышеприведенное определение.

Церковь Евангельских Христиан г. Рязани - одна из поместных общин, представляющих Тело Христово в г. Рязани.

Как поместная церковь, мы стремимся, чтобы библейское богословие, формировало философию нашего служения и наше видение, а они, в свою очередь, повседневную практику нашей общины. К сожалению, многие поместные сообщества верующих, скорее начинают с попытки решить свои практические проблемы, что приводит к постоянному напряжению между практикой и богословием. Мы хотим быть церковью, центром богословия которой является Евангелие благодати Божьей. Чтобы именно оно вдохновляло, вело и формировало миссию, видение и повседневную практику нашей церкви, а не наоборот.

Церковь в Новом Завете

"И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
Деян.2:42-47

Исходя из этого текста, можно сделать вывод, что три главных особенности характеризовали новозаветнюю церковь:

  • евангельское послание;
  • евангельская община;
  • евангельское посланничество.

Значение слова «Евангелие»

Как хорошо известно, слово «Евангелие» происходит от греч. euangellō, что означает «благая, или радостная весть». Этимология этого слова: eu - «хорошо», angellō - «возвещать».

Как писал А. Мень: «В античном словоупотреблении термин «евангелие» означал провозглашение какой-либо отрадной новости (например, сообщение о победе), торжество в честь этой новости или награду, который получал вестник новости. В устах Иисуса и у первых апостолов слово «евангелие» подразумевает не книгу, а проповедь о спасающем Боге и само содержание этой проповеди (Мф.11:5; Лк.4:18; Деян.5:42; Рим.1:1)».

Словарь «Иисус и Евангелия» добавляет, что «слово evangelion употреблялось в римской культуре императоров, считавшихся божествами: так назывались устные сообщения об их рождении, достижении ими совершеннолетия и, особенно, вступления на престол».

Таким образом, важно отметить, что у слушателей Иисуса уже было какое-то предварительное понимание этого слова. Это касается не только современной для них греческой культуры, но и использования этого слова в Ветхом Завете. В первых трех Евангелия (от Матфея, Марка и Луки) его употребление, и связанные с ним ассоциации, совпадают с таковыми в книги пророка Исайи, поэтому, вполне вероятно, что смысл слова «Евангелие» уходит корнями именно в эту весть о восстановлении и исцелении. Благовествование понимается как весть о Царстве и у евангелистов (Мк.1:14-15; Мф.4:23; 9:35; Лук. 4:43; 8:1; 16:16) и у пророка Исайи (40:9-10; 52:7). Также и связь между благовествованием и исцелением прослеживается как у евангелистов (Мф.4:23; 9:35; 11:5; Лк. 7:22; 9:6), так и у Исайи (61:1; 26:19; 29:18; 35:5-6).

Евангелие, или «Радостная весть», означает весть Иисуса Христа о наступлении Царства Божьего, весть, освобождающую людей, порабощенных любой формой угнетения, несчастий и бедствий. В некоторых случаях это слово обозначает историю жизни, смерти и Воскресения Иисуса.

В свою очередь Царство Божье (Царство Небесное) обозначает верховную, активную и окончательную власть Бога. Возвещаемое Иисусом Царство Божье служит продолжением ветхозаветных ожиданий, однако отличается от них некоторыми важными аспектами. К примеру, Иисус говорит скорее о вечной власти Бога, чем о земном царстве. Это Царство распространяется на всю вселенную, а не ограничивается одним народом. Оно не относится к смутным надеждам на будущее, но неотвратимо и скрыто присутствует в самом Иисусе, неразрывно связанное с Его личностью и миссией, что требует немедленного отклика каждого человека в настоящем.

Таким образом, все, что характеризовало первую церковь, вращалось вокруг Евангелия («Радостной Вести»), поэтому мы будем говорить о:

- евангельском послании (Радостной Вести о наступлении Царства Божьего и последствиях этого для всего творения);

- евангельской общине (общности Божьего народа на новых основаниях, отличных от общности Израиля);

- евангельском посланничестве (образе жизни, прославляющем Христа и приглашении каждого человека в мире подчиниться власти Христа).

Евангельское послание

«...они постоянно пребывали в учении Апостолов..» Деян.2:42

Мы можем видеть, что первая церковь отличалась стремлением к личному, добровольному, постоянному и глубокому посвящению евангельскому учению в повседневной жизни. Этот и другие отрывки говорят нам именно об этом, а не о том, что они посещали группы по изучению Библии по вечерам после работы.

Евангелие, которое проповедовали апостолы, возвещало о жизни, смерти, воскресении и вознесении Иисуса. Это не была проповедь в виде простого совета изменить жизнь. Нет, это было, скорее, похоже на возвещение царского указа, который требовал покаяния и верности Иисусу, как Царю. Вот, как об этом пишет Н.Т. Райт:

«Если бы я вышел на улицы своего городка и повозгласил: «Покайтесь и веруйте!», в моих словах услышали бы призыв оставить свои грехи (в нашем обществе сразу же начинаешь думать о таких грехах, как половая распущенность или алкоголизм) и стать более религиозным. Последнее могло бы принять разные формы: новое внутреннее ощущение божественного присутствия, принятие нового набора догматов либо вступление в Церковь или одно из ее подразделений. Однако в Галилее первого века нашей эры призыв «покаяться и веровать» означал совершенно иное...»

Тогда к чему же призывал Иисус? Райт продолжает:

«Он (Иисус) призывал слушателей отказаться от своих требований и избрать его путь самоопределения Израиля и установления Царства Божия, а также его представление об этом Царстве».

Апостольская проповедь также провозглашала излияние Святого Духа на Божий народ, что демонстрировало восстановление Божьего народа, которого так долго ожидал Израиль. Так как Иисус после Своего воскресения взошел на трон, как Царь Израиля и истинный Господь мира - все люди по всему миру призваны переориентировать свою жизнь на Иисуса (покаяние) и встать на путь ученичества (крещение), показывая верность и преданность Ему в повседневной жизни (освящение).

 

Евангельская община

«...они постоянно пребывали в ... в общении [koinonia] и преломлении хлеба и в молитвах... Все же верующие были вместе и имели всё общее [koinos]. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб...»
Деян.2:42,44-46

На основании значения греческих слов и грамматики, мы можем видеть, что в этом отрывке говорится о личном, добровольном, постоянном и глубоком посвящении друг другу. «Общение» значит в этом отрывке намного больше, чем «периодическое совместное провождение времени». Оно содержит в себе идею постоянной, а не от случая к случаю, близости, общности и преданности друг другу. Основное значение греческого слова koinōnia – “сопричастность”; исходя из него, следует понимать другие варианты перевода этого термина – “общение” и “причастие”. Употребление слова koinōnia ( в глагольной форме или как существительного) не подразумевает никакого абстрактного смысла, оно обозначает действительную сопричастность тому предмету, о котором идет речь.

Обратим внимание на три вещи, которые характеризуют постоянство этой общности:

1. Все, кто уверовал...

Это не была просто радикально настроенная группа из уверовавших, которая жила так, это были все верующие. Это было обычное, нормальное, типичное христианство.

Синодальный перевод: «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» Деян.4:32

Радостная Весть: «У всего множества уверовавших...», что может быть переведено как «у всех уверовавших», «все, кто уверовал».

2. Все, кто уверовал, были вместе ...

Все христиане жили в такой общности, где ежедневно преломляли хлеб, делили свои дома и свою повседневную жизнь друг с другом.

«У множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» Деян.4:32

3. Все, кто уверовал, были вместе и имели все общее.

Они понимали общность, основанную на Евангелии, как демонстрацию заботы друг о друге. Среди них не было нуждающихся. Заметьте, что к своему имуществу они стали относиться, как к способу прославить Христа, служа им ближнему. Они имели истинную близость и жили соответствующе.

«У множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» Деян.4:32

Евангельское посланничество
«... находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви».

Деян.4:47

Евангельское посланничество характеризовало Первую церковь, как естественное состояние общины.

Дух Святой сошел, чтобы дать силу для свидетельства (Деян.1:8)
Дух Святой для всех, кто призвал имя Христа (Деян,2:38)
Бог прилагал спасаемых к церкви (Деян.4:47) и т.д.
Следовательно, евангельское посланничество было естественной характеристикой общины, которая воспринимала себя, как посланных свидетельствовать делом и словом об их Царе – Иисусе. Их посланничество реализовывалось через жизнь общины, а жизнь общины мотивировалась и реализовывалась в посланничестве. Раннюю церковь можно назвать миссионерской общиной (общиной евангельского послания), но не в привычном нам понимании (они имели миссионеров, которых посылали на служение и т.д.), в том смысле, что главной задачей своего существования они видели миссию (посланничество) - провозглашение делом и словом Царства Божьего, через повседневное послушание Царю.

Церковь Евангельских Христиан г. Рязани

Мы хотим, чтобы жизнь нашей поместной общины характеризовалась таким же посвящением евангельскому посланию, евангельской общине и евангельскому посланничеству, как и жизнь Первой церкви.

Для более ясного понимания мы будем использовать три глагола: ВЕРИТЬ, ПРИНАДЛЕЖАТЬ, БЛАГОСЛОВЛЯТЬ.

ВЕРИТЬ: верить в евангельское послание

Верить - это личное, добровольное, постоянное и глубокое посвящение себя процессу послушания евангельскому учению в практике повседневной жизни.

ПРИНАДЛЕЖАТЬ: принадлежать общине/посвятить себя друг другу

Принадлежать - это личное, добровольное, постоянное и глубокое посвящение себя заботе друг о друге.

БЛАГОСЛОВЛЯТЬ: благословлять место, где мы живем/город/мир

Благословлять - это личное, добровольное, постоянное и глубокое посвящение себя евангельскому посланничеству, выражающемуся через наши слова и поступки, которые несут благословение в месте, где мы живем, нашем городе и по всему миру.

ВЕРИТЬ - ПРИНАДЛЕЖАТЬ - БЛАГОСЛОВЛЯТЬ

Используя материал книги «Total Church» Тима Честера (Tim Chester) и Стива Тиммиса (Steve Timmis) можно сказать, что церковь, характеризующаяся ВЕРИТЬ - ПРИНАДЛЕЖАТЬ - БЛАГОСЛОВЛЯТЬ - это:

образ жизни, а не еще одна из обязанностей в жизни;
обычная повседневная жизнь, как контекст, в котором говорит и действует Бог;
меньше евангелизационных проектов, больше «обычного» времени с неверующими людьми, где наш образ жизни свидетельствует об Иисусе;
начинать новые общины вместо того, чтобы создавать новые организации или одну мегаорганизацию;
больше обсуждать библейское послание с другими, чем изучать его в одиночестве;
посвятить себя миссии и пасторской заботе о других, как образу жизни, а не программам в церкви;
сделать большее ударение на библейское изучение и действие (когда Библия учит нас, и мы практикуем), чем на библейское обучение (когда кто-то учит нас Библии, а мы просто запоминаем);
это проводить больше времени с людьми, которые непопулярны или отвергаются обществом;
это помогать другим и принимать помощь от других на пути ежедневного ученичества;
община, которая не пытается казаться идеальной для других, но естественно живет во Христе, что часто выглядит непредсказуемо и неорганизованно.

Я - центр моей жизни?
К сожалению, сегодня многие смотрят на себя, как на стоящего в центре жизни, пытающегося справиться с многочисленными обязанностями: семья, работа, повседневные решения, деньги, друзья и различного рода другие обязанности. Многие верующие добавили бы сюда и церковь, как ответственность ходить на собрания, поддерживать служения материально, посещать другие церковные мероприятия и т.д. Время от времени стресс жизни становится таким сильным, что мне надо бросить что-то, чтобы «разгрузить» себя. Обычно церковные обязанности бросают первыми, т.к. это не выглядит столь катастрофичным, как, например, бросить работу или семью, хотя и это области жизни рано или поздно пострадают при таком подходе.

Я - часть общины народа Божьего!
Альтернативный путь посмотреть на свою жизнь - это увидеть свои обязанности в виде колеса, в центре которого не я, как индивид, но мы, как члены христианской общины. Таким образом, церковь - это не еще одна ответственность в жизни, но то, что определяет мою индивидуальность и назначение, помогая мне уподобляться Христу в повседневной жизни.

Как мы можем видеть, разговор о церкви, как о пути моего самоопределения и призвания, не есть просто путь выстроить хитроумные структуры, которые бы обеспечили явку на воскресные собрания. Это есть путь полной переориентации нашей жизни на евангельское послание... следовательно, это и полная переориентация моей жизни на евангельскую общину (общность)... а значит, это и полная переориентация на евангельское посланничество (миссию общины)..., как основания моей жизни.

Такой путь думать о церкви кажется радикальным только тогда, когда мы представляем себе церковь, как место, где мы собираемся, вместо того, чтобы понимать ее, как Божий народ, посланный с поручением в этот мир. Давайте посмотрим, как меняются наши представления, когда мы думаем о себе, как о посланных на миссию.

Steve Timmis & Tim Chester в своей книге The Gospel-Centred Church, просят нас представить себя частью команды, которая будет открывать новую церковь, например, в Испании... Перед нами возникнет много практических вопросов:

По каким критериям мы выбирали бы место, где жить?
Как бы мы достигали наше нехристианское окружение?
Какой образ жизни прийдется нам вести, как первопроходцам?
На какие дела мы бы тратили свое время?
Каких возможностей мы бы искали?
Как выглядела бы наша молитва?
Чтобы мы пытались делать с вашими новыми друзьями?
Частью какой команды мы хотели бы быть?
Как бы выглядели наши совместные встречи?
Мы находим, что намного легче быть радикальными в мышлении, когда мы помещаем себя вне нашей обычной ситуации, но мы настолько же миссионеры здесь и сейчас, как если бы мы были частью команды в Испании.

Это приводит нас к пониманию, что миссия - это, прежде всего, не переезд в другое место, а состояние сердца и образ жизни.

Видите, как быстро меняется перспектива, когда мы видим себя, как одного из посланников в сообществе, которое призванно на миссию? Именно так мы должны видеть церковь, если хотим видеть действенное влияние евангелия в нашем городе. Для этого все в нашей жизни должно быть выстроено вокруг «верить в евангелие, принадлежать общине, благословлять мир».

РЕКОМЕНДУЕМОЕ ЧТЕНИЕ:

1. Новый Завет: Деяния Святых апостолов.

2. Cтатьи в словаре «Иисус и Евангелия», изд.ББИ: «Евангелие (Благая весть)», «Царство Божье/Царство небесное», «Церковь».

3. Статьи в Теологическом энциклопедическом словаре, изд. Ассоциация «Духовное Возрождение»: «Церковь», «Общение».

4.Райт Н.Т., «Иисус. Надежда для постмодернистского мира”. Пер. анг. – Черкассы: Коллоквиум, 2006.


О нашей церкви

Церковь евангельских христиан г. Рязани основана 15 февраля 1996 года. Она является местной религиозной организацией, которая зарегистрирована Управлением юстиции по Рязанской области 28 ноября 1996 г., рег. № 217 и входит Централизованную религиозную организацию "Ассоциация Евангельских Церквей (евангельских христиан)" ОГРН 1037739178146.

holy bible